Форум «Код Педагога»: о развитии допобразования в Приамурье
В Благовещенске открылся форум «Код Педагога». В ходе форума участникам предстоит обсудить важнейшие вопросы современного дополнительного образования, включая внедрение инновационных подходов, разработку моделей эффективного взаимодействия с учреждениями общего образования и формирование целостной среды для социализации и профессионального становления подрастающего поколения.
Важнейшие задачи дополнительного образования
Мероприятие стартовало с Региональной секции XII Всероссийского совещания ДО. Елена Бурдуковская, заместитель министра образования и науки Амурской области, подчеркнула необходимость трансформации дополнительного образования из вспомогательной составляющей в самостоятельную сферу. Она отметила важность раннего выявления способностей и формирования индивидуальной траектории развития каждого ребёнка.
Современные вызовы требуют от педагогов умения интегрировать достижения научно-технического прогресса, создавая условия для личностного роста учащихся.
Основные приоритеты:
Раннее профессиональное самоопределение и поддержка детских инициатив.
Развитие творческой активности и лидерских качеств.
Интеграция цифрового пространства в учебный процесс.
Формирование гражданской ответственности и активной жизненной позиции.
На заседании особое внимание уделено успешным примерам внедрения мобильных лабораторий («Кванториум») и центров выявления и поддержки одарённых детей («Вега»). Такие инициативы позволяют вовлекать школьников в реальные исследовательские проекты и помогают выбрать будущую профессию.
Угрозы нейроконтента
Еще одна тема обсуждения касалась опасности, исходящей от вредоносного цифрового контента, создаваемого искусственным интеллектом. Докладчики привели ряд примеров, иллюстрирующих негативное влияние подобного контента на детскую аудиторию. Был обозначен риск формирования неправильного восприятия реальности, снижения критического мышления и возникновения опасных зависимостей.
— Самый главный механизм манипуляции, который уже довольно давно известен, — это обход защиты мозга ребёнка. То есть ребёнок ещё не адаптирован к фильтрации информации, и для них любая информация, особенно информация, в которой используются какие-то им знакомые образы, очень часто ими воспринимается серьёзно, запоминается и принимается как нормализация. То есть мозг ребёнка всегда настраивается на узнаваемое и приятное. Персонаж из любимого мультфильма или смешная картинка вызывает доверие. Нейросети мастерски подсаживают деструктивный посыл на этот позитивный образ, из-за чего критическое восприятие у ребёнка отключается.
Собственно, через подобный контент происходит нормализация социального поведения, когда какой-либо популярный герой может в нейрорисунках или в нейровидео, например, там играть в казино, делать какие-то ставки, заниматься другими асоциальными вещами и подаваться как что-то крутое и взрослое. В итоге ребёнок это воспринимает и принимает на себя.
Также этот контент часто построен на эмоциональном шантаже. Такой контент, то есть выиграл ты герой, проиграл — выглядишь не круто, и вот так далее, — рассказал Карловский Павел, заведующий отделом технического обслуживания, программного обеспечения и информационной безопасности АмИРО.

Где найти таланты?
Одним из центральных вопросов совещания стало обсуждение методов идентификации одаренных детей. Было отмечено, что многие образовательные учреждения имеют собственные списки выдающихся учеников («звездочек»), однако отсутствует общая система учета и анализа их успехов. Эксперты подчеркнули необходимость создания единой базы данных, позволяющей отслеживать успехи юных дарований и своевременно выявлять перспективных педагогов. Регулярное обновление сведений о достижениях учащихся позволит оценивать эффективность программ дополнительного образования и совершенствовать подходы к обучению.
— Качество и доступность — это два таких столпа, наверное, два индикатора, которые показывают, насколько у нас содержание соответствует тому, что, с одной стороны, необходимо детям, и с другой стороны, то, что должно соответствовать просто вот как раз программе социально-экономического развития, стратегии социально-экономического развития Амурской области и текущему и будущему состоянию развития науки, техники и промышленности, — выступил Костин Александр, руководитель федеральной экспертной группы по целевой модели дополнительного образования детей.
Кроме того, участники встречи обратили внимание на важность интеграции цифровых сервисов в образовательный процесс. Так, предложена идея рекомендовать дополнительные образовательные программы через портал Госуслуг.
Особое внимание уделено программам подготовки педагогов и оснащению учреждений необходимым оборудованием, обеспечивающим высокий уровень компетенций преподавателей. Среди ключевых направлений:
— Беспилотные технологии.
— Цифровизация образовательного процесса.
— Внедрение инновационных методик обучения.
— Создание сетевых программ совместно с учебными заведениями высшего уровня.
Завершился первый день форума итоговым совещанием Муниципального опорного центра.


