Амурские педагоги во Всероссийских конкурсах профессионального мастерства в 2025 году

В начале октября завершились знаковые события российского образования – заключительные этапы конкурсов педагогов по различным направлениям. В текущем году пять амурских педагогов представляли нашу область на самом высоком уровне профессиональных состязаний.

Спустя некоторое время после окончания конкурсных мероприятий мы обратились к участникам с просьбой поделиться впечатлениями и ответить на несколько вопросов:

  • * Зачем и кому нужен конкурс?
  • * Если бы Вам заранее было известно с какими трудностями придется столкнуться, Вы бы стали/не стали участвовать в конкурсе?
  • * Что Вы можете порекомендовать будущим конкурсантам?


Константин Романович Адлер
учитель начальных классов школы № 200 г. Белогорска
номинант Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2025»

Участвуя в конкурсе, важно понимать его главную цель — выявление лучших практик обучения и воспитания, поддержку талантливых педагогов. Исходя из этого, становится очевидно, что конкурс нужен всему педагогическому сообществу России. Это большая профессиональная площадка для обмена опытом, идей, вдохновения.

Кроме того, конкурс важен для региона и муниципалитета, которые представляют конкурсанты. Участие педагога в таком мероприятии повышает престиж территории, ведь это подтверждает, что в регионе есть уникальные образовательные практики, достойные поддержки и распространения.

И, конечно, конкурс нужен самому педагогу. Очень часто можно услышать, что жизнь «до» и «после» конкурса — это две разные истории. Для меня это действительно так. Конкурс помог осознать ценностный смысл моей работы, понять, как я учил и взаимодействовал с детьми раньше, и как буду делать это теперь. Это состояние можно сравнить с шагом вперёд, когда до этого ты долго стоял на месте.

Лев Семёнович Выготский говорил, что преодоление трудностей способствует развитию. Это верно не только для ученика, но и для учителя. Не случайно девиз конкурса – «Учить и учиться!». Именно поэтому уверен, каждому педагогу стоит пройти через опыт участия в конкурсе «Учитель года», независимо от того, с какими сложностями придётся столкнуться. Главное – не останавливаться, продолжать учить и учиться, ведь этот путь бесконечен. Только после участия в конкурсе я понял, насколько важно для учителя не просто быть профессионалом, но и оставаться самим собой. Поэтому будущим конкурсантам хочу пожелать: не воспринимайте конкурс как экзамен. Это, прежде всего, пространство развития, общения, вдохновения. Не надевайте маски – будьте собой. Важно быть, а не казаться. Покажите себя – профессионала своего дела, но при этом живого, яркого человека со своими мыслями, чувствами, особенностями. Именно это делает участие в конкурсе по-настоящему ценным и запоминающимся.


Ольга Николаевна Буйлина
воспитатель детского сада № 9 г. Белогорска
участник Всероссийского конкурса «Воспитатель года России – 2025»

Роль дошкольного образования в России становится все более значимой, профессия воспитателя приобретает особый вес. Поэтому конкурс «Воспитатель года России» – не просто формальное мероприятие, а важный инструмент развития и поддержки нашей профессии. Этот конкурс нужен прежде всего самим педагогам. Для нас это возможность продемонстрировать свое мастерство, свой профессионализм, свои наработки. Это возможность получить признание и мотивацию, а также обменяться опытом и найти единомышленников.

Кроме того, конкурс нужен детям и родителям, поскольку это некая гарантия качества дошкольного образования, ведь во время конкурса выявляются и популяризируются самые лучшие педагогические практики, а кроме того увлеченные и успешные воспитатели являются примером для своих воспитанников.

И, конечно же, конкурс необходим системе дошкольного образования в целом, ведь это не только инструмент для выявления и распространения лучших практик, но и стимул для развития и модернизации детских садов и средство для формирования единого сообщества воспитателей – увлеченных, развивающихся, наполненных энтузиазмом.

Если бы мне было известно заранее, с какими трудностями я столкнусь, я бы все равно стала участвовать в конкурсе. Ведь и в процессе подготовки и непосредственно в участии не было тех проблем, которые я не могла бы решить. Основные трудности возникали в определенных организационных моментах, но все было решаемо, и не отложило отпечатка на общее впечатление о конкурсе. Могу порекомендовать будущим конкурсантам верить в свои силы, быть такими, какие вы есть, понимать, что несмотря на огромное количество участников со всех регионов нашей необъятной страны, нас всех объединяет единая цель: формирование гармоничной, счастливой и успешной личности, готовой к новым вызовам. На конкурсе царит очень доброжелательная атмосфера, организаторами предпринимаются все необходимые меры, чтобы участники чувствовали себя максимально комфортно. Поэтому отбросьте страхи, и вперёд! Ведь конкурс «Воспитатель года России» – это настоящий педагогический праздник, стать участником которого почетно, интересно и полезно.


Лиана Викторовна Семчугова
педагог-психолог школы № 15 г. Райчихинска
лауреат Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог – 2025»

Мне посчастливилось принять участие в XIX Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Педагог-психолог – 2025» и стать его лауреатом. Я вошла в число 15 суперфиналистов из 83 участников и по сумме баллов заняла 8 позицию.

Это значительное достижение и большая честь для меня. Я рада, что администрация школы и муниципальные органы управления образованием наконец-то убедили меня участвовать в региональном этапе конкурса (на протяжении нескольких лет я отказывалась, т.к. представляла, какой титанический труд предстоит).

Конкурс дал огромный толчок для осмысления своего опыта, профессиональной позиции, позволил систематизировать и оформить рабочие материалы, выделить новации и «изюминки» в повседневной деятельности.

Кому и зачем нужен конкурс? Отвечу кратко – всем!!! Опытным педагогам – шанс по-новому взглянуть на свою работу, отстраниться от текучки, выделить что-то необычное и использовать в дальнейшей деятельности. Молодым специалистам – на коллег посмотреть и себя показать. В активе – публикации, профессиональный рост, поддержка руководства, коллег и близких, новые знакомства, известность… Возможно – премии, подарки, рост заработной платы… В пассиве – огромный труд; время, которое вы могли бы потратить на себя, семью, друзей, родных; возможно, расшатанные нервы или пошатнувшееся здоровье… Но все эти минусы перевешивает огромное моральное удовлетворение от проделанной работы, достигнутых результатов и простое: «Вот это я молодец!».

Если бы мне заранее было известно, с какими трудностями я столкнусь, я бы стала участвовать в конкурсе? Конечно, да! Все эти сложности прогнозируемы и легко преодолимы при системном подходе. И, наконец, что бы я посоветовала конкурсантам… Не бояться трудностей, дерзать и творить!!! В каждом из нас скрыта масса талантов, нужно только приложить усилия и огранить эти алмазы. А если поконкретнее – внимательно изучить положение о конкурсе, требования к конкурсным испытаниям, критерии оценивания и выполнять конкурсные задания в строгом соответствии с ними, а также с требованиями, профессиональных стандартов и иных методических документов.


Наталья Николаевна Туфлинская
преподаватель математики
Благовещенского политехнического колледжа призер Всероссийского конкурса «Мастер года – 2025»

Этот конкурс – гораздо больше, чем просто соревнование. Это многослойное и очень важное явление для всей образовательной системы.

Он нужен учителю – для «перезагрузки» и вдохновения. Мы, педагоги, часто работаем в рамках своего колледжа, своего кабинета. Конкурс – это выход в открытый океан педагогических идей. Здесь встречаешь единомышленников, лучших из лучших, видишь невероятное разнообразие методик и приемов. Это мощнейший импульс для собственного профессионального роста, возможность проверить свои силы и вернуться в группу с новыми силами, идеями и горящими глазами.

Он нужен студентам – чтобы их преподаватель «горел» своим делом. Победа педагога – общая победа всей группы, всего колледжа. Учащиеся видят, что их наставник не стоит на месте, что он признан на всероссийском уровне. Это лучшая мотивация для них самих – стремиться к знаниям и высоким результатам. Они получают не просто «урокодателя», а настоящего лидера и вдохновителя.

Конкурс нужен системе образования – для обмена сокровищами. Конкурс – уникальная копилка лучших педагогических практик со всей страны. Те методики, приемы и находки, которые демонстрируют конкурсанты, бесценны. Они тиражируются, вдохновляют других учителей, поднимают общий уровень преподавания. Это живой, динамичный механизм развития образования.

Таким образом, конкурс «Мастер года» – это не элитный клуб для избранных, а мощный двигатель, который запускает цепную реакцию успеха: от педагога – к учащимся, от одного колледжа – ко всей региональной и федеральной системе образования.

Если бы мне заранее было известно, с какими трудностями я столкнусь, я бы однозначно стала участвовать в конкурсе!

Сказать, что трудностей не было, – значит, ничего не сказать. Это был марафон: бессонные ночи, тонны проанализированной литературы, десятки переделанных сценариев занятий, психологическое напряжение. Это испытание на прочность, на умение импровизировать и держать удар.

Но есть один великий секрет, который я для себя открыла: трудности на таком конкурсе – это не препятствия, а особый вид топлива. Каждая из них заставляла меня копать глубже, думать острее, искать нестандартные ходы и в итоге – становиться лучше. Я бы не отказалась от этого путешествия к самой себе, усовершенствованной и более уверенной. Это как восхождение на высокую гору: тяжело, порой страшно, но вид с вершины и чувство выполненного долга стоят всех потраченных сил.

Дорогие коллеги, будущие мастера! Разрешите дать вам несколько советов от всего сердца:

  1. 1. Будьте собой. Ваша уникальность – главный козырь. Не пытайтесь скопировать чей-то успешный образ. Покажите именно свое педагогическое кредо, свою искру, свой неповторимый стиль общения с детьми. Жюри чувствует фальшь за версту, а вот искренность и страсть к своему делу покоряют сразу.
  2. 2. Относитесь к конкурсу не как к экзамену, а как к большому педагогическому фестивалю. Да, здесь есть элемент оценки, но главное – это праздник профессии, ваше творческое шоу. Получайте удовольствие от процесса, от общения с коллегами, от самого факта, что вы представляете свой регион на таком высоком уровне.
  3. 3. Создайте свою «группу поддержки». Не оставайтесь один на один с подготовкой. Обсуждайте идеи с коллегами в школе, с методистами, с близкими. Коллективный разум — страшная сила! А когда вас окружают верящие в вас люди, любая гора по плечу.
  4. 4. Помните: вы уже победитель. Сам факт вашего выхода на всероссийский этап – это огромное достижение. Гордитесь этим и выходите на конкурсные испытания с чувством собственного достоинства. Вы уже доказали, что вы – Мастер.

Участие в конкурсе «Мастер года» – это один из самых ярких и значимых этапов в моей профессиональной жизни. Это честь, это вызов и это бесценный опыт, который я желаю получить каждому учителю, стремящемуся к вершинам. Дерзайте! У вас все получится!


Татьяна Николаевна Скибина
директор лицея г. Зея
очного этапа Всероссийского конкурса «Директор года – 2025»

Участие в конкурсе профессионального мастерства, в первую очередь, вызов себе – что я хочу узнать о себе, чему хочу научиться? Любой конкурс способствует личностному росту, в конкурсных испытаниях (командных или индивидуальных) можно увидеть свои профициты и свои дефициты, понять над чем предстоит работать. После конкурса многие управленческие задачи решаются по-другому. Для директора школы участие в конкурсе – это еще и лидерство личным примером, это помогает убедить педагогов включиться в конкурсное движение с целью профессионального и личностного развития.

Порядок конкурса «Директор года» предполагает заочный отборочный этап и очный этап. Конкурсные испытании заочного этапа проходили в мае-июне т.г. и требовали от участников расставить приоритеты и распределить свои ресурсы. Явных трудностей в конкурсе не было. На очном этапе сложилась очень дружная команда, открытое соперничество отсутствовало, каждый из нас чувствовал поддержку друг друга. Спустя время, вспоминаю конкурс с теплой грустью. Могу рекомендовать будущим конкурсантам обязательно участвовать в конкурсе «Директор года». Необходимо помнить, что готовиться к конкурсным испытаниям заочного этапа нужно заблаговременно, так как вопросы профессионального теста охватывают круг управленческих задач и требуют глубокого погружения: трудовое право, управление финансами, управление образовательной организацией, т.е. все, что входит в профессиональный стандарт руководителя. И, конечно, нужно решить для себя – зачем я принимаю участие в конкурсе. Но это того стоит!


Видеозапись конкурсных испытаний

Название конкурсаКонкурсное испытаниеСсылка
«Воспитатель года России – 2025» Буйлина Ольга Николаевна«Педагогическое мероприятие с детьми»https://disk.yandex.ru/i/XspYORliT1YdEA
«Мастер года –  2025» Туфлинская Наталья Николаевна«Открытый урок»https://vkvideo.ru/video-212337635_456240144?pl=-212337635_9
«Педагог-психолог – 2025» Семчугова Лиана Викторовна«Мастер-класс»https://drive.google.com/file/d/1idTD9WXNpCMngx84M_ijy35N68D_mU91/view?t=3
«Учитель года России – 2025» Адлер Константин Романович«Педагогическое интервью»https://disk.yandex.ru/i/dg2k_v3kE9UaCQ
«Урок»https://disk.yandex.ru/i/q6MAI2EntW7yFg

×