Главная / Новости / Круглый стол «Перспективы сетевого взаимодействия как условия социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
Круглый стол «Перспективы сетевого взаимодействия как условия социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»
Информация о сетевом взаимодействии
Инклюзия все чаще признается глобальной общей мировой целью образования. Пункт 4.5 целей устойчивого развития ЮНЕСКО в области образования направлен на то, чтобы к 2030 году, обеспечить равный доступ к образованию и профессионально-технической подготовке всех уровней для уязвимых групп населения, в том числе инвалидов, представителей коренных народов и детей, находящихся в уязвимом положении».
Включение учащихся с ограниченными возможностями в школьные сообщества со сверстниками по общему образованию – важная точка для начала трансформации образования.
Стимулом развития сетевого взаимодействия образовательных организаций с целью обучения детей с ОВЗ и инвалидностью в России стала запущенная в 2009–2012 годах программа «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» национального проекта «Образование».
Таким образом, в регионах РФ были открыты организации (или структурные подразделения), в которых реализация образовательных программ для детей с ОВЗ и инвалидностью осуществлялась при помощи электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
Внедрение дистанционного образования в регионах РФ построено по трем моделям:
1. самостоятельное образовательное учреждение;
2. ресурсный центр на базе институтов развития образования;
3. центр дистанционного образования, оказывающий образовательные услуги на основе совместного учебного плана с образовательными организациями.
В нашей области внедрение дистанционного образования было построено по 2 варианту. На сегодняшний день реализация данной модели завершена и уже получила свое развитие – инклюзивная школа.
В связи с чем, развитие современной системы образования требует обеспечения качественного доступного образования для всех без исключения детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Решение этой задачи зависит от возможностей каждой конкретной образовательной организации, ее наличных ресурсов.
Однако ресурсные возможности образовательных организаций не всегда достаточны.
Так, решение задач инклюзивного образования требует создания инклюзивной культуры в образовательной организации, создания специальных образовательных условий, зависящих от особых образовательных потребностей обучающихся, изменения компетенций педагогических работников, организацию психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, изменение системы оценивания результатов обучения и др.
Дефицит ресурсов одних организаций может быть восполнен ресурсами других за счет создания образовательной сети.
В Федеральном законе № 273 прописана сетевая форма реализации образовательных программ. Данная форма обеспечивает возможность освоения обучающимися образовательной программы с использованием ресурсов нескольких организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» регламентирует реализацию сетевой формы реализации образовательных программ.
Договора о сетевом взаимодействии регулируют область совместной деятельности образовательных учреждений, обеспечивающую участникам возможность осваивать образовательные области с использованием общих ресурсов.
Сетевое взаимодействие образовательных и иных учреждений сегодня становится современной высокоэффективной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям динамично развиваться.
И цель развития сетевого взаимодействия при обучении детей с ОВЗ — обеспечение качественного доступного образования для них.
Еще одной целью развития сетевого взаимодействия между организациями является создание единой информационно-образовательной среды региона.
Сетевое взаимодействие в Амурской области разворачивается в различных средах: как в виртуальной среде, так и в социальном пространстве.
В условиях сетевого взаимодействия решаются следующие задачи:
Организационные задачи:
освоение механизма построения образовательных сетей и выбора модели, адекватной образовательным потребностям и ресурсному обеспечению организаций, входящих в сетевое взаимодействие;
реализация новых подходов к организационному построению учебно-воспитательного процесса в образовательных и социальных организациях сети;
формирование системы мониторинга работы;
создание пакета нормативно-правовых документов, обеспечивающих использование образовательных технологий в учебном процессе при реализации адаптированной образовательной программы в условиях сетевого взаимодействия организаций, направленных на полноценное удовлетворение потребностей воспитанников.
Финансово-экономические задачи:
эффективное использование ресурсов (образовательных, кадровых, организационных, материально-технических) в условиях функционирования сетевого взаимодействия.
Методические задачи:
расширение спектра образовательных услуг в целях реализации индивидуальных образовательных запросов воспитанников с учетом их психофизических особенностей;
разработка психолого-медико-педагогическим консилиумом адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ и программы ее реализации с помощью ресурсов образовательной сети;
разработка психолого-медико-педагогическим консилиумом и психологической службой методов максимально эффективного функционирования обучающихся, воспитанников и педагогов в рамках договоров о сетевом взаимодействии;
освоение воспитателями и специалистами способов и приемов поиска и использования в учебном процессе образовательных ресурсов и образовательных технологий;
внедрение в практику педагогов новых форм педагогической и учебной деятельности, направленных на реализацию задач ФГОС и ФАООП, по формированию комплекса жизненных навыков и компетенций, необходимых для успешного функционирования детей в современном информационном обществе;
освоение педагогами методов комплексного оценивания воспитанников с ОВЗ, учитывающего результаты деятельности в различных формах обучения;
использование в учебном процессе мониторинга результатов освоения образовательных областей воспитанниками с ОВЗ для объективного оценивания деятельности организаций, включенных в сетевое взаимодействие.
У каждой организации, с которой заключен договор о сетевом взаимодействии, имеются свои ресурсы, дополняющие друг друга.
Обмен ресурсами и услугами должен многосторонний, взаимовыгодный.
Наиболее эффективными формами взаимодействия с социальными партнерами признаны следующие формы:
договорные отношения по образованию, воспитанию и развитию детей с ОВЗ и инвалидностью;
оказание консультативно – диагностической, методической помощи семье, ОО;
участие специалистов социальных партнеров в образовательном и воспитательном процессе на их базе и базе ОО;
оказание технической помощи в организации и проведении образовательного процесса;
участие представителей социальных партнеров в Совете образовательной организации.
В связи с чем, желательно, чтобы в каждой ОО была разработана модель сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций в целях обеспечения доступности качественных образовательных услуг для различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, преемственности и непрерывности их психолого-педагогического сопровождения.
Организация сетевого взаимодействия предполагает использование ресурсов нескольких образовательных и иных организаций, обеспечивающих возможность детям осваивать образовательные программы различного уровня и направленности.
Таким образом, образование ребенка с ОВЗ решается усилиями различных организаций.
Обучение по основной образовательной программе при условии ее адаптации организуется с привлечением специалистов ПМПК.
ПМПК проводит обследование обучающихся с ОВЗ, разрабатывает рекомендации по организации специальных образовательных условий, консультирует родителей по особенностям обучающегося и специальным условиям, необходимым для его образования, оказывает методическую и консультационную помощь образовательной организации.
Бюро МСЭ проводит обследование граждан, в том числе обучающихся с ОВЗ, разрабатывает ИПРА, взаимодействует с ПМПК по особенностям обучающегося и специальным условиям, необходимым для его образования.
Итак, сетевое взаимодействие для любой ОО, это:
во первых — установка на преодоление автономности и закрытости учреждений;
во вторых, это взаимодействие на принципах социального партнерства;
в третьих, это выстраивание прочных и эффективных вертикальных и горизонтальных связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания и управление образованием в инклюзивной ОО;
в четвертых, это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.
Виды сетевого взаимодействия
«Вертикаль» предполагает взаимосвязь содержания образования и методов работы с разными возрастными группами, объединение школы и детского сада, школы и СПО, детский сад – детский сад, школа – школа, СПО –СПО и т.п. Такое сотрудничество подкрепляется договором о совместной деятельности.
«Горизонталь» – объединение образовательных организаций на основе интеллектуальных и методических ресурсов.
В настоящее время основной проблемой детей с ОВЗ и детей-инвалидов является трудность их социальной адаптации, взаимодействия с окружающей средой.
Основной задачей инклюзивного образования в ОО является социальная адаптация детей, имеющих ограниченные возможности как физического, так и психического развития.
Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их дифференциация даёт возможность спланировать и организовать совместную работу ОО с общественными и социальными институтами, имеющими свои интересы в образовательной сфере.
Социальными партнерами в инклюзивном воспитании и развитии «особых» детей являются:
Семья;
Образовательные организации:
школы;
школа искусств;
детская юношеская спортивная школа;
центры воспитательной работы;
Культурно-общественные учреждения:
ДК;
молодёжные организации;
библиотеки.
Организации социальной защиты населения;
Медицинские организации;
и др.
Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию детей (в том числе и детей с ОВЗ) и конкретной деятельности.
Организация социокультурной связи между ОО и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов образования.
Для создания у детей с ОВЗ и детей-инвалидов целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации необходимо установление тесных связей с социокультурными организациями и учреждениями.
Целевая установка социализации состоит в том, чтобы каждый растущий человек мог в дальнейшем успешно реализовать себя в обществе.
Совместно с педагогами возможно взаимодействие с колледжами ( «Неделя профессиональной ориентации»). Проведение бесед с использованием видеоматериалов, презентаций на темы профессий, организация ролевых игр, экскурсии и др.
Взаимодействие ОО с социальными партнерами рассматривается как фактор повышения творческой самореализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
С целью организации условий для раскрытия творческих способностей детей, ОО – это активное взаимодействие с ДК:
фестиваль детского творчества;
конкурсы художественной самодеятельности;
тематические мероприятия;
праздники, посвященные различным датам;
и многое др.
Принимая участие в различных мероприятиях, дети с ОВЗ преодолевают свой страх перед публичными выступлениями, учатся взаимодействовать с другими людьми, закрепляют нормы культуры поведения в общественных местах.
Во время репетиций также у детей формируется дисциплина.
И так по всем направлениям.
ТАКИМ ОБРАЗОМ:
Организации, реализующие программы дополнительного образования, создают специальные условия для освоения обучающимися с ОВЗ рекомендованных ПМПК программ дополнительного образования.
Отдельные образовательные организации, реализующие адаптированные основные общеобразовательные программы, реализуют программы начальной профессиональной подготовки, программы профессиональной ориентации, обеспечивают потребности в методическом и дидактическом обеспечении образовательного процесса в организации и проведении различных индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ.
Научные организации и университеты обеспечивают теоретическую, методологическую, научно-методическую поддержку, выполняют экспертную функцию, поддерживают трансляцию опыта для широкой аудитории.
Медицинские организации проводят медицинское обследование обучающихся с ОВЗ, разрабатывают рекомендации для образовательных организаций, предоставляют медицинские реабилитационные услуги.
Организации социальной защиты предоставляют комплекс услуг по социальной реабилитации обучающихся с инвалидностью.
Общественные организации предоставляют обучающимся, студентам, родителям и образовательным организациям помощь в соответствии со спецификой своей деятельности (юридическую, консультационную, реабилитационную, в организации обучения по программам дополнительного и профессионального образования, в предоставлении помощи специалистов и проведении мероприятий и т.д.).
В процессе социализации, педагоги ОО совместно с социальными партнерами проводят работу по формированию у инвалидов и детей с ОВЗ модели общения с людьми на основе гуманистических ценностей.
Участие в различных мероприятиях, способствует приобщению их к общечеловеческим ценностям.
Для того чтобы выработать правильную жизненную позицию у детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также заложить основу для развития чувства патриотизма, необходимо сотрудничество с различными патриотическими объединениями, героями СВО и др.
Для успешной социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов очень важно привить им правила безопасного поведения на дорогах, в быту, обществе и др.
С этой целью необходимо взаимодействие с правоохранительными органами.
Ресурсное обеспечение индивидуального образовательного маршрута обучающихся с ОВЗ.
В зависимости от «внутренних» ресурсов образовательной организации возможны следующие варианты реализации ИОМ обучающегося с ОВЗ:
Если ОО во внутреннем ресурсе имеет необходимых для работы с данным обучающимся специалистов (педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов и т.д.) и педагогов дополнительного образования, то:
адаптировать образовательную программу будут штатные специалисты ОО совместно с педагогами ОО;
реализовывать коррекционно-развивающую работу можно на базе ОО силами штатных специалистов ОО;
программы дополнительного образования ОО также можно реализовывать силами штатных педагогов дополнительного образования;
за обеспечение среды необходимыми техническими средствами, методическими пособиями отвечают руководитель и администрация ОО.
Если ОО во внутреннем ресурсе не имеет необходимых для работы с данным обучающимся специалистов (педагогов-психологов, учителей- логопедов, учителей-дефектологов и т.д.) и в ОО нет штатных педагогов дополнительного образования, то:
Для адаптации образовательной программы, в помощь педагогам ОО, необходимо найти нужных специалистов. Для этого можно организовать взаимодействие со следующими организациями, на базах которых работают специалисты нужной квалификации:
а) территориальной ПМПК;
б) ресурсным центром;
в) отдельными образовательными организациями, реализующими адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с ОВЗ разных категорий;
г) центрами психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС);
д) другими образовательными организациями, на базе которых
работают специалисты нужной квалификации;
е) реабилитационными центрами органов социальной защиты населения;
Для реализации рекомендованных программ дополнительного образования необходимо будет организовать взаимодействие со следующими организациями:
а) центрами дополнительного образования;
б) физкультурно-оздоровительными организациями, спортивными школами;
в) другими образовательными и иными организациями, на базе которых предоставляются необходимые обучающемуся услуги дополнительного образования (организациями социальной защиты и некоммерческими организациями).
Система дополнительного образования может дать обучающемуся большой ресурс в рамках развития коммуникативных навыков, социализации, художественно-эстетического развития, в сфере начального профессионального образования и большое поле для возможностей самореализации.
Сетевые партнеры могут реализовывать определенные части образовательной программы и сотрудничать на договорной основе.
Возможны следующие варианты взаимодействия:
1. Специалисты партнерской организации, в соответствии с условиями договора, работают в рамках базовой организации (т.е. выезжают на базу организации на определенное договором время, для индивидуальной/подгрупповой работы с обучающимися).
2. Занятия проходят на базе партнерской образовательной организации (т.е. обучающийся в заранее оговоренное время посещает партнерскую ОО для занятий с необходимым специалистом, педагогом, а также групповых занятий в секциях и кружках и т.д.).
Для продуктивной работы сетевого взаимодействия на территориях необходимо создать информационную базу услуг и специалистов, которые есть в различных организациях.
При наличии такой базы родители и любая организация будут знать, где сопровождают обучающихся с определенным типом нарушений, смогут своевременно найти того или иного специалиста, нужное подразделение или необходимую услугу дополнительного образования.
Таким образом, сетевое взаимодействие и сотрудничество по социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов являетсяуспешное приспособление, адаптация таких детей к социальной реальности, их способность к самореализации в современном обществе.
Совместная реализация образовательных программ объектов социума, и получение в этой области положительных значимых результатов подтверждает необходимость развития сетевого взаимодействия, направленного на социализацию не только здоровых детей, но и детей с ОВЗ и детей-инвалидов на воспитание и развитие подрастающего поколения.
Внедряя сетевое взаимодействие в практику административным командам необходимо грамотно планировать и утверждать деятельность каждой образовательной организации при обучении детей с ОВЗ и инвалидностью.