Круглый стол «Перспективы сетевого взаимодействия как условия социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья»

Информация о сетевом взаимодействии

Инклюзия все чаще признается глобальной общей мировой целью образования. Пункт 4.5 целей устойчивого развития ЮНЕСКО в области образования направлен на то, чтобы к 2030 году, обеспечить равный доступ к образованию и профессионально-технической подготовке всех уровней для уязвимых групп населения, в том числе инвалидов, представителей коренных народов и детей, находящихся в уязвимом положении».

Включение учащихся с ограниченными возможностями в школьные сообщества со сверстниками по общему образованию – важная точка для начала трансформации образования.

Стимулом развития сетевого взаимодействия образовательных организаций с целью обучения детей с ОВЗ и инвалидностью в России стала запущенная в 2009–2012 годах программа «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов» национального проекта «Образование».

Таким образом, в регионах РФ были открыты организации (или структурные подразделения), в которых реализация образовательных программ для детей с ОВЗ и инвалидностью осуществлялась при помощи электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Внедрение дистанционного образования в регионах РФ построено по трем моделям:

1. самостоятельное образовательное учреждение;

2. ресурсный центр на базе институтов развития образования;

3. центр дистанционного образования, оказывающий образовательные услуги на основе совместного учебного плана с образовательными организациями.

В нашей области внедрение дистанционного образования было построено по 2 варианту. На сегодняшний день реализация данной модели завершена и уже получила свое развитие – инклюзивная школа.

В связи с чем, развитие современной системы  образования требует обеспечения  качественного доступного образования для всех без исключения  детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов. Решение этой задачи зависит от возможностей каждой конкретной образовательной организации, ее наличных ресурсов.

Однако ресурсные возможности образовательных  организаций не всегда достаточны.

Так, решение задач инклюзивного образования требует создания инклюзивной культуры в образовательной организации, создания специальных образовательных условий, зависящих от особых образовательных потребностей обучающихся, изменения компетенций педагогических работников, организацию психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, изменение системы оценивания результатов обучения и др. 

Дефицит ресурсов одних организаций может быть восполнен ресурсами других за счет  создания образовательной сети.

В Федеральном законе № 273 прописана сетевая форма реализации образовательных  программ.  Данная  форма  обеспечивает  возможность освоения  обучающимися  образовательной  программы  с  использованием ресурсов  нескольких  организаций,  осуществляющих  образовательную деятельность, в том числе иностранных, а также при необходимости с использованием ресурсов иных организаций.

Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения РФ от 5 августа 2020 г. № 882/391 «Об организации и осуществлении образовательной деятельности при сетевой форме реализации образовательных программ» регламентирует реализацию сетевой формы реализации образовательных программ.

Договора о сетевом  взаимодействии  регулируют  область  совместной    деятельности образовательных учреждений, обеспечивающую  участникам возможность осваивать   образовательные области  с использованием общих ресурсов. 

Сетевое взаимодействие  образовательных  и иных учреждений сегодня становится современной высокоэффективной технологией, которая позволяет образовательным учреждениям динамично развиваться. 

 И цель развития сетевого взаимодействия при обучении детей с ОВЗ — обеспечение качественного доступного образования для них.

Еще одной целью развития сетевого взаимодействия между организациями является создание единой информационно-образовательной среды региона.

Сетевое взаимодействие  в Амурской области  разворачивается  в различных средах: как в виртуальной среде, так и в социальном пространстве.

В  условиях сетевого взаимодействия решаются следующие задачи:

Организационные задачи:

освоение механизма построения образовательных сетей и выбора модели, адекватной образовательным потребностям и ресурсному обеспечению  организаций, входящих в сетевое взаимодействие;

реализация новых подходов к организационному построению учебно-воспитательного процесса в образовательных и социальных организациях сети;

формирование системы мониторинга работы;

создание пакета нормативно-правовых документов, обеспечивающих использование образовательных технологий в учебном процессе при реализации адаптированной образовательной программы  в условиях сетевого взаимодействия  организаций, направленных на полноценное удовлетворение потребностей   воспитанников.

Финансово-экономические задачи:

эффективное использование ресурсов (образовательных, кадровых, организационных, материально-технических) в условиях  функционирования  сетевого взаимодействия.

Методические задачи:

расширение спектра образовательных услуг в целях реализации индивидуальных образовательных запросов воспитанников с учетом их психофизических особенностей;

разработка психолого-медико-педагогическим консилиумом адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ и программы ее реализации с помощью ресурсов образовательной сети;

разработка психолого-медико-педагогическим консилиумом и психологической службой методов максимально эффективного функционирования  обучающихся, воспитанников  и педагогов в рамках  договоров о сетевом взаимодействии;

освоение   воспитателями   и специалистами способов и приемов поиска и использования в учебном процессе образовательных ресурсов и образовательных технологий;

внедрение в практику педагогов новых форм педагогической и учебной деятельности, направленных на реализацию задач ФГОС  и ФАООП,  по   формированию комплекса жизненных навыков и компетенций, необходимых для успешного функционирования детей в современном информационном обществе;

освоение педагогами методов комплексного оценивания  воспитанников с ОВЗ, учитывающего результаты   деятельности в различных формах  обучения;

использование в учебном процессе   мониторинга результатов освоения образовательных областей  воспитанниками   с ОВЗ для объективного оценивания деятельности организаций, включенных в сетевое взаимодействие.

У каждой организации, с которой  заключен договор о сетевом взаимодействии,   имеются свои ресурсы, дополняющие друг друга.  

Обмен ресурсами и услугами должен многосторонний, взаимовыгодный.

Наиболее эффективными формами  взаимодействия с социальными партнерами признаны следующие формы:

договорные отношения по образованию, воспитанию и развитию детей с ОВЗ и инвалидностью;

оказание консультативно – диагностической, методической помощи семье, ОО;

участие специалистов социальных партнеров в образовательном и воспитательном процессе на их базе и базе ОО;

оказание технической помощи в организации и проведении образовательного процесса;

участие представителей социальных партнеров в Совете образовательной организации.

В связи с чем, желательно, чтобы  в каждой ОО была разработана модель сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций в целях обеспечения доступности качественных образовательных услуг для различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, преемственности и непрерывности их психолого-педагогического сопровождения.

Организация сетевого взаимодействия предполагает использование ресурсов нескольких образовательных и иных организаций, обеспечивающих возможность детям  осваивать образовательные программы различного уровня и направленности.

Таким образом, образование ребенка с ОВЗ   решается усилиями различных организаций.

Обучение по основной образовательной программе при условии ее адаптации организуется с привлечением специалистов ПМПК.

ПМПК проводит обследование обучающихся с ОВЗ, разрабатывает рекомендации  по  организации  специальных  образовательных  условий, консультирует родителей по особенностям обучающегося и специальным условиям, необходимым для его образования, оказывает методическую и консультационную помощь образовательной организации.

Бюро МСЭ проводит обследование граждан, в том числе обучающихся с ОВЗ, разрабатывает ИПРА, взаимодействует с ПМПК по особенностям обучающегося и специальным условиям, необходимым для его образования. 

Итак, сетевое взаимодействие для любой ОО,  это:

во первых — установка на преодоление автономности и закрытости  учреждений;

во вторых, это взаимодействие на принципах социального партнерства;

в третьих, это выстраивание прочных и эффективных вертикальных и горизонтальных связей, позволяющих разрабатывать, апробировать и предлагать профессиональному педагогическому сообществу инновационные модели содержания и управление образованием в инклюзивной  ОО;

в четвертых, это способ деятельности по совместному использованию ресурсов.

Виды сетевого взаимодействия

«Вертикаль» предполагает взаимосвязь содержания образования и методов работы с разными возрастными группами, объединение  школы и  детского сада, школы и СПО, детский сад – детский сад, школа – школа, СПО –СПО и т.п.  Такое сотрудничество подкрепляется договором о совместной деятельности.

 «Горизонталь» –  объединение образовательных организаций на основе интеллектуальных и методических ресурсов.

В настоящее время основной проблемой детей с ОВЗ и детей-инвалидов является трудность их социальной адаптации, взаимодействия с окружающей средой.

Основной задачей инклюзивного образования в ОО является социальная адаптация детей, имеющих ограниченные возможности как физического, так и психического развития.

Анализ выявленных потенциальных возможностей и интересов детей с ОВЗ и детей-инвалидов, их дифференциация даёт возможность спланировать и организовать совместную работу ОО с общественными и социальными институтами, имеющими свои интересы в образовательной сфере.

Социальными партнерами в инклюзивном воспитании и развитии «особых» детей являются:

Семья;  

Образовательные организации:

школы;

школа искусств;

детская юношеская спортивная школа;

центры воспитательной работы;

Культурно-общественные учреждения:

ДК;

молодёжные организации;

библиотеки.

Организации социальной защиты населения;

Медицинские организации;

и др.

Сотрудничество с каждым учреждением строится на договорной основе с определением конкретных задач по развитию детей (в том числе и детей с ОВЗ) и конкретной деятельности.

Организация социокультурной связи между ОО и этими учреждениями позволяет использовать максимум возможностей для развития интересов детей и их индивидуальных возможностей, решать многие образовательные задачи, тем самым, повышая качество образовательных услуг и уровень реализации стандартов образования.

Для создания у детей с ОВЗ и детей-инвалидов целостного представления об окружающем мире, развития познавательной мотивации необходимо установление тесных связей с социокультурными организациями и учреждениями.

Целевая установка социализации состоит в том, чтобы каждый растущий человек мог в дальнейшем успешно реализовать себя в обществе. 

Совместно с педагогами возможно взаимодействие с колледжами ( «Неделя профессиональной ориентации»). Проведение бесед с использованием видеоматериалов, презентаций на темы профессий, организация ролевых игр, экскурсии и др.

Взаимодействие ОО с социальными партнерами  рассматривается как фактор повышения творческой самореализации  детей с ОВЗ и детей-инвалидов.  

С целью организации условий для раскрытия творческих способностей  детей, ОО – это активное взаимодействие с ДК:

фестиваль детского творчества;

конкурсы художественной самодеятельности;

тематические мероприятия;

праздники, посвященные различным датам;

и многое др.

Принимая участие в различных мероприятиях, дети с ОВЗ преодолевают свой страх перед публичными выступлениями, учатся взаимодействовать с другими людьми, закрепляют нормы культуры поведения в общественных местах.

Во время репетиций также у детей формируется дисциплина.

И так по всем направлениям.

ТАКИМ ОБРАЗОМ:

Организации, реализующие программы дополнительного образования, создают  специальные  условия  для  освоения  обучающимися  с  ОВЗ рекомендованных ПМПК программ дополнительного образования.

Отдельные    образовательные    организации,    реализующие адаптированные  основные  общеобразовательные  программы,  реализуют программы   начальной   профессиональной   подготовки,   программы профессиональной ориентации, обеспечивают потребности в методическом и дидактическом обеспечении образовательного процесса в организации и проведении различных индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с обучающимися с ОВЗ.

Научные организации и университеты обеспечивают теоретическую, методологическую,   научно-методическую   поддержку,   выполняют экспертную  функцию,  поддерживают  трансляцию  опыта  для  широкой аудитории.

Медицинские  организации  проводят  медицинское  обследование обучающихся с ОВЗ, разрабатывают рекомендации для образовательных организаций, предоставляют медицинские реабилитационные услуги.

Организации социальной защиты предоставляют комплекс услуг по социальной реабилитации обучающихся с инвалидностью.

Общественные организации предоставляют обучающимся, студентам, родителям и образовательным организациям помощь в соответствии со спецификой своей деятельности  (юридическую,  консультационную,  реабилитационную,  в организации   обучения   по   программам   дополнительного   и профессионального образования, в предоставлении помощи специалистов и проведении мероприятий и т.д.).

 В процессе социализации, педагоги ОО совместно с социальными партнерами проводят работу по формированию у инвалидов и детей с ОВЗ модели общения  с людьми на основе гуманистических ценностей.

Участие в различных  мероприятиях, способствует приобщению их к общечеловеческим   ценностям.

Для того чтобы выработать правильную жизненную позицию у детей с ОВЗ и детей-инвалидов,  а также заложить основу для развития чувства патриотизма, необходимо сотрудничество с различными патриотическими объединениями, героями СВО и др.

Для успешной социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов очень важно привить им правила безопасного поведения на дорогах, в быту, обществе  и др.

С этой целью необходимо взаимодействие с правоохранительными органами.

Ресурсное   обеспечение   индивидуального   образовательного маршрута обучающихся с ОВЗ.

В  зависимости  от  «внутренних»  ресурсов  образовательной  организации возможны следующие варианты реализации ИОМ обучающегося с ОВЗ:

Если ОО во внутреннем ресурсе имеет необходимых для работы с данным  обучающимся  специалистов  (педагогов-психологов,  учителей-логопедов, учителей-дефектологов и т.д.) и педагогов дополнительного образования, то:

адаптировать  образовательную  программу  будут  штатные специалисты ОО совместно с педагогами ОО;

реализовывать коррекционно-развивающую работу можно на базе ОО силами штатных специалистов ОО;

программы  дополнительного  образования  ОО  также  можно реализовывать силами штатных педагогов дополнительного образования;

за обеспечение среды необходимыми техническими средствами, методическими пособиями отвечают руководитель и администрация ОО.

Если ОО во внутреннем ресурсе не имеет необходимых для работы с данным обучающимся специалистов (педагогов-психологов, учителей- логопедов, учителей-дефектологов и т.д.) и в ОО нет штатных педагогов дополнительного образования, то:

Для адаптации образовательной программы, в помощь педагогам ОО,  необходимо  найти  нужных  специалистов.  Для  этого  можно организовать  взаимодействие  со  следующими  организациями,  на  базах которых работают специалисты нужной квалификации:

а) территориальной ПМПК;

б) ресурсным центром;

в)  отдельными  образовательными  организациями,  реализующими адаптированные   основные   общеобразовательные   программы   для обучающихся с ОВЗ разных категорий;

г) центрами психолого-медико-социального сопровождения (ЦПМСС);

д)  другими  образовательными  организациями,  на  базе  которых

работают специалисты нужной квалификации;

е)  реабилитационными  центрами  органов  социальной  защиты населения;

Для  реализации  рекомендованных  программ  дополнительного образования необходимо будет организовать взаимодействие со следующими организациями:

а) центрами дополнительного образования;

б) физкультурно-оздоровительными  организациями, спортивными школами;

в)  другими  образовательными  и  иными  организациями,  на  базе которых   предоставляются   необходимые   обучающемуся   услуги дополнительного  образования  (организациями  социальной  защиты  и некоммерческими организациями).

Система  дополнительного  образования  может  дать  обучающемуся большой  ресурс  в  рамках  развития  коммуникативных  навыков, социализации, художественно-эстетического развития, в сфере начального профессионального  образования  и  большое  поле  для  возможностей самореализации.

Сетевые  партнеры  могут  реализовывать  определенные  части образовательной  программы  и  сотрудничать  на  договорной  основе.

Возможны следующие варианты взаимодействия:

1. Специалисты партнерской организации, в соответствии с условиями договора, работают в рамках базовой организации (т.е. выезжают на базу организации   на   определенное   договором   время,   для индивидуальной/подгрупповой работы с обучающимися).

2.      Занятия проходят на базе партнерской образовательной организации (т.е. обучающийся в заранее оговоренное время посещает партнерскую ОО для занятий с необходимым специалистом, педагогом, а также групповых занятий в секциях и кружках и т.д.).

Для продуктивной работы сетевого взаимодействия на территориях необходимо создать информационную базу услуг и специалистов, которые есть в различных организациях.

При наличии такой базы родители и любая организация будут знать, где сопровождают обучающихся с определенным типом нарушений, смогут своевременно найти того или иного специалиста, нужное  подразделение  или  необходимую  услугу  дополнительного образования.

Таким образом, сетевое взаимодействие и сотрудничество по социализации детей с ОВЗ и детей-инвалидов являетсяуспешное приспособление, адаптация таких детей к социальной реальности, их способность к самореализации в современном обществе.  

Совместная реализация образовательных программ объектов социума, и получение в этой области положительных значимых результатов подтверждает необходимость развития сетевого взаимодействия, направленного на социализацию не только здоровых детей, но и детей с ОВЗ и детей-инвалидов на воспитание и развитие подрастающего поколения.

Внедряя сетевое взаимодействие в практику административным командам необходимо грамотно планировать и утверждать деятельность каждой образовательной организации при обучении детей с ОВЗ и инвалидностью.

×