От исследовательского поиска к педагогическим открытиям: в Благовещенске обсудили роль науки в практике учителя

3 декабря в стенах Амурского областного института развития образования собрались более сотни педагогов, методистов, ученых и руководителей образовательных учреждений. Поводом стала масштабная региональная научно-практическая конференция «Исследование в практике педагога: проблемы, гипотезы, результаты». В течение всего дня участники искали ответы на ключевые вопросы: как превратить учителя в исследователя, зачем это нужно современной школе и как научный подход помогает решать самые острые профессиональные задачи.

Коллаборация в науке

Конференция, прошедшая 3 декабря, стала открытой площадкой для диалога между теорией и практикой. В пленарном заседании, задавшем тон всему дню, с приветствием к участникам обратились ректор АмИРО Юлия Борзунова и проректор по научной работе Благовещенского государственного педагогического университета (БГПУ) Наталия Киреева. В своем выступлении Наталия Владимировна раскрыла практико-ориентированный потенциал научных школ БГПУ:

«Научные школы  — тот самый фундамент, на котором можно строить и все остальное. В БГПУ их на данном этапе восемь, все их возглавляют доктора, кандидаты наук. Каждая осуществляет свои исследования. И это нужно знать учителям, чтобы ориентировать своих учеников, чтобы с нами коллаборироваться и знать о достижениях и результатах, которые у нас есть. И мы однозначно может сказать, что есть примеры детей, которые еще в школе начинали участие в наших проектах, сейчас учатся в нашем вузе, занимаются наукой и мечтают о будущей карьере ученых.»

Эстафету подхватили ученые и практики. Олег Лапицкий из БГПУ в своем докладе «От практикующего учителя к учителю-исследователю» анализировал методологические основы и барьеры этой сложной трансформации:

«В последнее время я отмечаю, что интерес к исследовательской работе увеличивается. И это видно по динамике поступления учителей-практиков в магистратуру нашего университета. Две трети магистрантов – учителя школ и колледжей. Мы получаем большое удовольствие от общения с нашими коллегами. Особенно когда мы завершаем работу, видим магистерскую работу, видим эту радость, публикации в научных журналах. И это очень дорогого стоит. Мы ценим наше взаимодействие с практиками и продолжаем наше дальнейшее сотрудничество.»

Борьба с выгоранием и агро-профориентация

Мария Фролова, директор Центра непрерывного повышения мастерства АмИРО, представила результаты исследования профессиональных компетенций педагогов в работе с детьми с ОВЗ, отметив важность научно-методического сопровождения:

«Важно рассмотреть ситуацию с точки зрения выгорания. Самое главное, чтобы иметь ресурсы и не выгорать, нужно уметь поддерживать друг друга внутри своего сообщества. Это проблема, которая может попасть в область ваших научных исследований, может всколыхнуть вашу научную деятельность и заставить по-новому начать работать образовательную организацию, методическое сообщество или даже систему образования муниципалитета. А мы будем ждать ваши новые идеи, ваши результаты в рамках региональных стажировочных площадок.»

Яркой точкой пленарной части стало выступление директора школы из Благовещенского округа Ольги Богославец о системе учебно-исследовательской работы как факторе профессионального самоопределения школьников:

«Сегодня я представляю работу наших учителей, учеников и родителей по профессиональному ориентированию школьников на профессии в аграрной сфере Это одно из направлений, но оно главное в нашей школе. Почему агро? Потому что развитие агрономического спектра невозможно без привлечения молодых кадров. Очень важно подогревать у нового поколения устойчивый интерес к сельскохозяйственному производству уже со школьной скамьи. У нас началось профессиональное обучение по профессии тракторист-машинист. Оно существует с 1962 года. И за это время не было ни одного года, когда бы выпускники не получили права от Ростехнадзора»

Учитель Рамиль Каюмов представил художественное своеобразие военных частушек как результат глубокого краеведческого исследования:

«Мы прекрасно осознаем, что жизнь не стоит на месте и, к сожалению, уходит многое уходит в далекое прошлое и забывается. Русское словесное творчество, которое помнят прошлые поколения, передает мудрость народа. В настоящее время значительная часть молодежи приковано к социальным сетям и увлечены компьютерными играми. И главная задача педагога состоит в том, чтобы найти такие формы активные, чтобы привлечь детей к постижению исторического наследия. Для меня, как учителя русского языка и литературы, приобщение детей к духовно-нравственных ценностей является одной из главных задач. В течение многих лет нами были собраны уникальные материалы, представляющие собой разные жанры народного творчества. Достойное место среди них занимает народное творчество военной поры, в частности частушки. В течение 13 лет нам удалось побывать в 29-ти селах Михайловского района и поговорить со 113 информантами. В основном людьми старшего поколения.»

От самоанализа до мемов: пять векторов развития

После кофе-паузы работа кипела уже на пяти параллельных секциях, каждая из которых была посвящена отдельному аспекту исследовательской деятельности: содержанию, результатам, условиям, методам и компетенциям.

В секции «Исследуем содержание» учитель географии Игорь Клепиков говорил о развитии критического мышления через самоанализ старшеклассников, а преподаватель Владислав Борков поднимал вопросы методологии обучения в рамках проекта «Профессионалитет».

На секции «Исследуем результаты» учителя начальных классов Светлана Бакума и Жанна Коваленко делились опытом формирования читательских компетенций и познавательного интереса у младших школьников. Учитель физики Мария Шевцова убедительно доказывала, как техническое творчество формирует инженерное мышление.

Секция «Исследуем условия» стала площадкой для обсуждения психолого-педагогических аспектов. Здесь звучали доклады об эмоциональном интеллекте (Марина Кудак), роли наставника в СПО (Ольга Рябова) и педагогическом дизайне на основе цифрового контента (Ксения Колотова).

О современных методах обучения шла речь в секции №4. Преподаватель Александра Скороходова рассказала о нестандартном подходе с использованием интернет-мемов для повышения интереса к физике у студентов колледжа, а Ольга Толпыго, замдиректора Центра непрерывного повышения мастерства ГАУ ДПО «Амурский областной институт развития образования» презентовала доклад «Педагогический потенциал хакатона в развитии проектно‑исследовательских компетенций школьников».

Пожалуй, самой откровенной и рефлексивной стала секция «Исследуем компетенции», где обсуждали профессиональное здоровье и развитие самих педагогов. Тьютор Галина Дмитриева представила результаты исследования профессионального выгорания, а педагог-психолог Наталья Ковалева — факторы риска депрессивных состояний среди учителей и методы поддержки. Василий Зинаков анализировал вызовы и перспективы ИКТ-компетенций педагога.

Завершил насыщенный день открытый диалог — дискуссия на острую тему «Исследование педагога — его потребность или обязанность?», которую модерировали Анна Корнеева и Виктория Шолохова. Участники конференции сошлись во мнении, что исследовательская позиция сегодня — это не просто мода, а профессиональная необходимость, позволяющая педагогу быть эффективным в быстро меняющемся мире.

Мероприятие 3 декабря показало, что амурское педагогическое сообщество находится в активном поиске, готово анализировать свою практику и внедрять новые подходы, делая исследование неотъемлемой частью ежедневной работы на благо учеников.

×