Амурская область впервые стала победителем в масштабном всероссийском конкурсе «ИКаР»: серебро привезла команда «Кванториум-28»

Почти 700 участников из 50 регионов России: таким был финал XI всероссийского профориентационного конкурса «Инженерные кадры России», который прошел в Челябинске. Впервые здесь принимала участие Амурская область. Команда детского технопарка Приамурья «Снеговики» приехала с проектом коммунального робота и взяла серебро в номинации «Взаимодействие с предприятием».

— Это престижный, но очень трудоёмкий конкурс: подготовка к нему заняла несколько месяцев, — рассказала наставник ребят, замдиректора «Кванториум-28» Галина Золоторева. — Необходимо было побывать на экскурсии на выбранном предприятии, а затем создать сервисного робота, который бы облегчил работу сотрудникам.

Выбор кванторианцев пал на «Городской сервисно-торговый комплекс» Благовещенска. После рекордного снегопада этой зимой Тимофей Гвоздовский и Александр Донченко заинтересовались проблемой уборки снега на городских улицах.

  • Мы очень благодарны руководству и специалистам ГСТК: они подробно рассказали о работе компании, о принципах и проблемах уборки города, провели подробную экскурсию, отправились с ребятами на производственную базу и даже продемонстрировали работу механического ледокола и подметальной щётки, — рассказала Галина Золотарева.

Кванторианцы решили создать автономное робота, который бы мог самостоятельно снимать корпус льда и убирать снег с тротуаров.

— Сначала мы решили сделать его с пропеллером и ледоколом. Но когда у нас была защита проекта перед руководством ГСТК, нам объяснили, что пропеллер надо убрать: это экономически невыгодно, он будет съедать много топлива. А ледокол в том варианте, который придумали мы, может повредить тротуарную плитку, — говорит Тимофей Гвоздовский. — Тогда мы доработали проект.

Робот должен быть не просто воплощением фантазий об уборщике, а реальным проектом. Поэтому в ходе работы над ним ребятам пришлось определяться с его весом, стоимостью, решать, из чего он должен быть сделан и определять его габариты.

— Мальчики очень серьёзно подошли к проекту. Мы видели, что они как настоящие инженеры разрабатывают прототип, — рассказал генеральный директор ГСТК Дмитрий Ященко. — В итоге, посовещавшись с ними, мы решили, что робот должен быть малогабаритным — весить до 50 килограммов, чтобы его можно было погрузить в спецтехнику и доставить на нужный участок.
Исходя из этого рассчитывали вес — до 50 килограммов, чтобы двое сотрудников могли механизм поднять. Ребята предложили скребок использовать для наледи, а свежий снег убирать с помощью щёток в задней части робота — хорошая идея. В итоге техзадание выполнили полностью. От такого чистильщика мы бы действительно не отказались.

На этом работа не закончилась. Команде необходимо было пройти региональный этап соревнований в Благовещенске. Там они стали абсолютными лидерами и получили право на участие в финале.

Перед поездкой в Челябинск их ждала дистанционная защита и оформление паспорта проекта на несколько десятков листов с подробным описанием всех этапов работы над проектом, исследовательской частью (анализ действующих решений на рынке), описанием проблем, задач, техзадания от предприятия и так далее.

В финале каждому участнику в категории «Икар-старт», где участвовали ребята, предоставляли одну парту, которую необходимо было превратить в производственный участок работы. У «Снеговиков» робот ездил по заснеженному тротуару.

— У нас было пять минут на защиту, когда подойдут судьи, — рассказал Александр Донченко. — Мы долго ждали очереди, больше двух часов своей. Но мы понимали, что у судей много работы.

Действительно, в категории «Икар-старт» выступали больше 30 команд, все — победители в своих регионах. Так что слабых или хотя бы средних школьниковяинженеров здесь не было. Только сильные команды с сильными проектами.

— В первый день была защита, а ещё нас отвезли на экскурсию по городу и по Арбату, — рассказал Тимофей Гвоздовский. — Во второй день было два конкурса. Первый — гонки роботов. Мы везли с собой двух. Первый — это наш коммунальный «Турбо», второй — гонщик. Мы собирали его заранее и гоняли по трассе с горками и кочками, тренировались.

Вторым заданием необходимо было собрать кран и запрограммировать его. В итоге ребята справились со всеми заданиями и завоевали второе место в номинации «Взаимодействие с предприятием».

×