ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат», г. Свободный

Использование современного тифлооборудования в коррекционной работе со слепыми и слабовидящими обучающимися.

В 2019 году ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа – интернат» вошла в специальный реестр и получила статус «Доброшкола» в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» с целью повышения качества образования и самореализации детей с особыми образовательными потребностями. На базе школы-интерната создан ресурсно-развивающий центр, в котором работают учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, учитель трудового обучения по профилю «Обувное дело».

Целью профессиональной деятельности специалистов ресурсно-развивающего центра «Доброшкола» является повышение уровня общего развития обучающихся, восполнение пробелов предшествующего развития и обучения посредством проведения индивидуальной и групповой коррекционно- развивающей работы по формированию недостаточно освоенных учебных умений и навыков, коррекции отклонений в психофизическом развитии, работа над формированием модели профессиональной подготовки детей с ОВЗ для последующей социализации и интеграции в социуме.

Основные направления работы учителей ресурсно-развивающего центра:

Коррекционно — педагогическая работа — реализуется в урочное и внеурочное время с обучающимися школы-интерната. В данном направлении проводятся уроки по предмету «Обувное дело», логопедические занятия, коррекционные занятия учителей-дефектологов, занятия с педагогами-психологами, проводятся занятия внеурочной деятельности по коррекционному курсу «Предметно-практические действия», «Пространственная ориентировка», «Пространственное ориентирование и мобильность».

 В рамках коррекционно-педагогической работы педагоги осуществляют обучение чтению и письму по системе Брайля, ведется логопедическая работа с неговорящими детьми, имеющими сочетанные дефекты, проводятся коррекционные занятия по развитию зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, сенсорного развития и работа над развитием мелкой моторики рук. В качестве средств наглядности на занятиях выступают макеты, модели, натуральные объекты, рельефно-графические планы и схемы. Опора идет на умение использовать сохранные анализаторы: осязание, слух, тактильную чувствительность, обоняние. Большинство пособий изготовлено на новом современном тифлооборудовании, приобретённом в результате участия в федеральном проекте «Современная школа» национального проекта «Образование».

 На уроках профильного труда «Обувное дело», во время проведения внеурочной деятельности обучающиеся научились производить мелкий и средний ремонт обуви, делают затяжные работы на колодках, шьют тапочки. Кроме ремонта обуви ребята изготавливают различные изделия из кожи: картины, коврики, ремешки, сумки, мягкие игрушки.  

Охват обучающихся начальной школы, обучающихся, занимающихся по СИПР, слепых обучающихся за последние 4 года реализации мероприятий регионального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» вырос на 41%.

За 2023 год охват обучающихся начальной школы – 41 чел. — 100%, основной школы — 32 чел. — 62%. Общее по школе- 73 чел. (78,5%), охват обучающихся занимающихся по СИПР 100% — 10 чел., охват слепых обучающихся 100% -11 чел.

 Охват обучающихся, осваивающих предметную область «Технология» по обновлённым образовательным программам общего образования и на обновлённой материально- технической базе в 2023 году, от общего количества обучающихся в данной отдельной составляет — 33%. (17 чел.).

Так же на базе центра «Доброшкола» обучающиеся получают образование по дополнительной образовательной программе «Фантазёры». В октябре 2023 года обучающаяся 8а класса Карпушева Алена заняла 1 место в отборочном этапе Национального чемпионата «Абилимпикс» — 2023» в компетенции «Ремонт обуви» и вошла в сборную команды Амурской области для участия в Объединенном Национальном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс».

С сентября 2023 года в центре «Доброшкола» заработал кружок «3D моделирование и макетирование», руководителем которого является педагог дополнительного образования ЦЦОД IT-КУБ.

Охват обучающихся дополнительным образованием с использованием обновленной материально-технической базы составляет — 70 %.

Вся работа центра направлена на социализацию обучающихся, воспитанников со зрительной депривацией, что приводит к формированию жизненных компетенций в сфере познавательной, общественной, трудовой, культурной деятельности.

Работа педагогов ресурсно-развивающего центра способствовала улучшению способностей детей к обучению (качественная успеваемость по школе повысилась на 7,6 %, академическая успеваемость составляет 100%), усилению концентрации внимания на занятиях, прослеживается положительная динамика в поведении, устойчивое повышение адаптации детей к стрессовым ситуациям, снизился уровень психоэмоционального напряжения.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями зрения, в том числе с тотальной слепотой осуществляют педагоги ресурсно-развивающего центра.

В 2023 году проведена работа по информированию населения о возможности психолого-педагогического сопровождения слепых дошкольников, которая включает психолого-педагогическую диагностику; составление индивидуального плана работы с ребенком (для родителей), консультирование и рекомендации для родителей по воспитанию и развитию слепого ребенка, а также промежуточную диагностику и анализ результатов. Первичную консультацию получили 15 семей, 2 ребенка находятся на сопровождении.

Педагоги ресурсно-развивающего центра размещают стендовую информацию для родителей по коррекционной педагогике и психологии: изготавливают буклеты, брошюры; размещают консультативные материалы для родителей на сайте школы-интерната, а также на персональных сайтах педагогов.

Учителя–дефектологи являются членами центральной психолого-медико-педагогической комиссии Амурской области, территориальной психолого-медико-педагогической комиссии в г. Свободный. Учитель-логопед, учитель– дефектолог осуществляет платные образовательные услуги обучающимся школ г. Свободного (2 чел.).

Консультативно — методическая деятельность реализуется как внутри учреждения, так и через сетевое взаимодействие с организациями, семьями и сообществами, занимающимися проблемами обучения, воспитания, развития и сопровождения детей, имеющих ограниченные возможности здоровья. 

В рамках сетевого взаимодействия педагоги ресурсно-развивающего центра «Доброшкола»: консультируют по вопросам обучения, воспитания и развития детей с нарушениями зрения педагогов города,  ГБУ АО «Свободненский КЦСОН «Лада», реабилитационного центра «Бардагон», участвуют в онлайн-конференциях, семинарах, круглых столах.  Проведены встречи с воспитанниками центра цифрового образования детей «IT-куб», обучающие знакомились, обменивались информацией, рассказывали о своих увлечениях, дети центра «Доброшкола» рассказали об оборудовании для обучения слепых, ребята из «IT-куб» рассказали о своем проекте и задали вопросы по в адаптации 3D моделей для слепых и слабовидящихобучающихся.

В 2023 году педагоги центра «Доброшкола» организовали и провели городской семинар для учителей-логопедов и учителей-дефектологов образовательных учреждений города Свободного на тему: «Реализация проекта «Доброшкола»    через   создание   специальных   условий   для  обучающихся с нарушением зрения». Цель семинара: «Диссеминация опыта работы педагогов в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

В июне, в рамках сетевого взаимодействия между образовательными организациями, педагоги центра  «Доброшкола» организовали мероприятия для пришкольных площадок города. Педагоги центра предложили ребятам почувствовать, как это, учиться не имея зрения. Ребята писали буквы и слова по Брайлю, узнавали закрытыми глазами, что изображено на картинке, учились печатать на печатной машине, познакомились с устройством и принципом работы электронного стационарного видеоувеличителя, узнали о функциональных возможностях современного тифлооборудования.

Педагоги публикуют свои авторские материалы на площадках различных интернет- сообществ, личных сайтах, участвуют в международных, всероссийских конкурсах методических разработок, онлайн тестированиях, олимпиадах, викторинах.

Опытом коррекционной работы педагоги ресурсно-развивающего центра делились  на круглых столах, организованных ГАУ ДПО «Амурский областной институт развития образования» по темам: «Разработка и реализация специальных индивидуальных программ развития», «Актуальные вопросы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью», «Создание специальных образовательных условий при реализации специальной индивидуальной программы развития для обучающихся с умственной отсталостью, тяжёлыми множественными нарушениями в развитии».

Кроме того, деятельность ресурсно-развивающего центра освещалась средствами массовой информации и телевидением: газета «Зейские огни», видеосюжет ГТРК АМУР, на официальном сайте министерства образования и науки Амурской области, на платформе «Госпаблик Амурская область».

Специалисты не только сами активно участвуют в конкурсах, но и привлекают к конкурсной деятельности обучающихся школы-интерната, которые занимают в различных мероприятиях призовые места.

Руководящие и педагогические работники школы-интерната постоянно работают над повышением своего педагогического мастерства. Формами повышения мастерства являются курсы повышения квалификации, посредством дистанционного обучения, а также самообразование педагогов.

100% руководящих и педагогических работников прошли курсы повышения квалификации.

Медиафайлы

Машина сканирующая и читающая текст Optelec Clear Reader

Электронная пишущая машинка Брайля с речевыми и обучающими функциями Mountbatten Writer

Портативный компьютер ELBraille-W14JG2

Фото